Интервью с Энрике Олиферсом — координатором проекта ZX Spectrum Next

Третья кикстартер-кампания ZX Spectrum Next оказалась невероятно успешной. И пока команда создателей этого компьютера ломает голову над тем, каких бы ещё дополнительных целей придумать, чтобы побить вообще все рекорды спектрумовского краудфандинга, сайт Time Extension взял интервью у Энрике Олиферса — координатора проекта.

Мы перевели это интервью на русский, так что читайте на здоровье:

• • •

Time Extension: Поздравляем с потрясающим успехом кампании! Ожидали, что будет такой отклик?

Энрике Олиферс: Спасибо за тёплые слова. Эти несколько дней были настоящими американскими горками!

Если честно, мы и представить не могли, что всё пройдёт с таким размахом. Конечно, в глубине души мы мечтали о подобном, но изначально ориентировались на скромную кампанию — примерно в масштабе первой, для тех, кто по каким-то причинам пропустил предыдущие. Но, как оказалось, любовь к «Спекки» жива и сильна, и всё идёт к тому, что эта кампания станет самой успешной из всех.

Мы достигли целевой суммы всего за семь минут. Спустя три часа собрали столько же, сколько первая кампания за месяц. А к концу первого дня сумма была вдвое больше, чем в первый день прошлого «Кикстартера».

Как я уже говорил — это аттракцион, но чертовски увлекательный. Это вдохнёт новые силы в сообщество ZX Spectrum Next — а именно ради этого мы всё и затевали.

— Новость о том, что новая версия сможет запускать игры для Commodore 64, вызвала бурную реакцию в ретро-сообществе, учитывая давнюю «вражду» между фанатами Commodore и Spectrum. Было интересно наблюдать за этой реакцией?

Сейчас та самая «вражда» осталась разве что в виде дружеских поддевок. Мы уже выросли, научились понимать друг друга и, думаю, большинство из нас ценит обе платформы. Насколько могу судить — соперничества больше нет, особенно если учесть, что мы все давно признали: «Спекки» — платформа получше!

А если серьёзно — мы в полном восторге от того, чего добился Кристиан Симпсон, он же Perifractic. То, что активы Commodore оказались в руках настоящего энтузиаста, человека, искренне преданного делу — очень хорошая новость для будущего платформы. Мы с интересом следим за происходящим и готовы помогать, чем сможем.

— Раз уж вы сами это затронули: возвращение бренда Commodore снова на слуху. Повлияло ли это на решение включить ядро C64 в Next? Или это была просто дружеская шутка?

Как можно догадаться, создать полноценное ядро C64 для Spectrum Next — задача не из простых и требует времени. Мы начали работу ещё в 2024-м, и когда в этом году объявили о его существовании и лицензировании оригинальных ПЗУ от Cloanto — тогда мы и представить не могли, что вокруг Commodore начнёт разворачиваться целая новая история.

Надеюсь, у нас и дальше будут поводы слегка подшучивать друг над другом, но при этом — помогать по-настоящему. Впереди много работы по выпуску этих машин, и любая помощь будет кстати.

— Помимо уже заявленных ядер, планируются ли ещё какие-то? Есть ли предел возможного?

Недавно мы добавили поддержку ядра Sam Coupé как расширенную цель (она уже достигнута — Прим. перев.), а также существует с десяток ядер, созданных сообществом — например, BBC Micro.

Сложно сказать, где граница возможного... Я, например, и не думал, что мы доживём до момента, когда появится полноценное ядро для Sinclair QL с процессором 68020 — но вот оно, перед нами.

Для нас важны два критерия, чтобы официально поддерживать ядро: оно должно быть полностью совместимым и функциональным, а ПЗУ — легально лицензированы. Запустить ядро, которое вроде бы работает — несложно. Но если оно, скажем, не поддерживает клавиатуру или SD-карту — это уже не то.

Поэтому мы подходим к делу основательно. И да, новые ядра ещё будут.

— Можете рассказать подробнее о футбольной игре и 3D-проекте, заявленных как дополнительные цели? Кто над ними работает и когда их ждать?

Некоторые из этих игр точно будут в комплекте с Next на SD-карте, но другим потребуется больше времени.

У нас есть зачатки футбольной игры, и параллельно мы трудимся над новой сетевой подсистемой, так как старая развивалась не так быстро, как нам хотелось.

А вот 3D-игра сейчас движется по двум направлениям разработки — и, верите или нет, над одним из них работаю лично я.

Я надеюсь, что демоверсии появятся уже в декабре, но пока рано загадывать сроки. Скажем так: выйдет, когда будет готово — как у Valve (надеемся, это не намёк, что третий ZX Spectrum Next никого не увидит свет — Прим. перев.).

— Новый Spectrum Next будет оснащён более мощной FPGA. Не появился ли из-за этого разрыв между Issue 3 и предыдущими моделями? Не окажутся ли владельцы ранних версий в невыгодном положении?

Нет, нет и ещё раз нет. Это один из фундаментальных принципов проекта: всё, что мы делаем, должно работать на всех версиях — Issue 1, 2 и 3. Мы не допустим устаревания.

Разумеется, новые возможности FPGA будут использоваться — и это нормально. Вот простой пример: ядро Sinclair QL работает на всех трёх версиях. Но если кто-то добавит, допустим, поддержку сопроцессора 68882 — его уже не получится разместить в Issue 1.

Тем не менее, все версии смогут запускать любое ПО для QL, просто Issue 2 и 3 будут делать это быстрее.

В Issue 3 появятся возможности, недоступные в более ранних моделях, но ничто из этого не будет обязательным для запуска игр, приложений и драйверов.

Так мы гарантируем, что никто из сообщества ZX Spectrum Next не окажется за бортом.

— Вы заявили, что это последний краудфандинг Next. Но не заставил ли успех кампании усомниться в этом? Не может ли Next стать серийным продуктом?

В эту кампанию мы шли с мыслью: выполнить просьбы тех, кто давно ждал новый тираж, и расширить сообщество — чтобы разработчики знали, что у их творений будет широкая аудитория.

Существуют разные способы сохранить жизнь платформе: клоны, совместимые решения от сторонних команд и так далее.

Пока есть возможность двигать проект вперёд — мы это будем делать.

Но вот что я могу точно сказать: прямо сейчас Kickstarter 4 мы точно не планируем (ну мы поняли намёк, да — Прим. перев.).

Первоисточник: timeextension.com

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.