Spectaculator 9.0 — новая версия эмулятора, не обновлявшегося 13 лет

Вы не поверите, но Spectaculator, который многие считают лучшим эмулятором ZX Spectrum для Windows, вернулся с очередной версией!

Предыдущая, на минуточку, вышла 13 лет назад — в 2012 году. После этого разработчик эмулятора Джонатан Нидл просто выпускал новые релизы Spectaculator для iOS, а на версию для Windows, казалось, совсем плюнул. Что ж, бывают и такие неожиданные подарки на Рождество или Новый год.

Отныне Spectaculator 9.0 для нормальной работы требуется по меньшей мере Windows 7 SP1 с установленной библиотекой Direct3D 9. Впрочем, давайте начистоту, в 2025-м это не очень значительные требования.

Двумя главными недостатками этого эмулятора по-прежнему являются его зацикленность на Windows (никаких Linux и macOS) и, конечно же, коммерческая составляющая. Да, его можно скачать с официального сайта и протестировать в течение 30 дней, но затем придётся заплатить. И не пару баксов, а £ 11, £ 13 или $ 17. Впрочем, для тех, кто покупал Spectaculator версии 7.51 или ниже, а также для тех, кто брал 8-ю версию с пожизненной лицензией, новая версия достанется бесплатно.

В любом случае, стоит сначала изучить все новые возможности Spectaculator 9, потому что подавляющее большинство относится к отладчику и исправленным багам. Из изменений, заметных невооружённым глазом, можно отметить поддержку экранов с высоким разрешением (4K) и высокой плотностью пикселей, а также нормальную работу с несколькими мониторами.

Полный список изменений и улучшений опубликован на официальном сайте эмулятора, но мы перевели их на русский и публикуем у себя.

• • •

Добавлены проекты отладчика — теперь можно сохранять и загружать сессии отладки (точки останова, наблюдения, метки, комментарии, закладки).

Серьёзно переработана система точек останова:

  • Точки останова теперь можно включать и выключать, не удаляя их.
  • Поддержка точек останова по условию (выполнение, чтение/запись памяти, чтение/запись портов, количество срабатываний).
  • Единый язык выражений, похожий на C, для всех условий в отладчике.
  • Возможность назначать метки для удобных ссылок в новом окне точек останова.
  • Готовые шаблоны для типовых I/O-точек: ULA, строки клавиатуры, джойстик Kempston, банковка памяти.

Окно наблюдений:

  • Наблюдение за ячейками памяти через выражения.
  • Удобные функции для быстрого наблюдения за системными переменными.

Улучшенное окно дизассемблера:

  • Встроенный ассемблер.
  • Отмена и повтор действий при редактировании байтов и ассемблировании кода.
  • Смещения IY+d / IX+d теперь кликабельны.
  • Ctrl+клик по ссылке открывает адрес в инспекторе памяти.
  • Пункт контекстного меню для открытия адреса в инспекторе памяти.
  • Закладки для быстрой навигации.
  • Поддержка комментариев прямо в дизассемблере.
  • Выделение областей мышью.
  • Вырезание, копирование и вставка блоков памяти.
  • Копирование в буфер обмена в виде директив DEFB для использования во внешних инструментах.

Инспектор памяти:

  • Переключение отображения между байтами, словами и ASCII.

Окно стека вызовов:

  • Отображение стека вызовов (по указателю стека) при пошаговой отладке.
  • Двойной клик переносит в дизассемблер к месту вызова.
  • Быстрый предпросмотр кода в месте вызова через Quick Peek.
  • Операции Push и Pop со стеком.

Инспектор экрана:

  • Просмотр активного, основного или теневого экрана.
  • Режим отображения только пиксельных данных.
  • Мгновенное обновление экрана при пошаговом выполнении кода.
  • Быстрая установка точек останова на чтение/запись пикселей и атрибутов через контекстное меню.

Графический инспектор:

  • Поиск и отображение спрайтов, шрифтов и прочих графических данных.
  • Поддержка тайлов размером до 256×256 пикселей.
  • Настройка пропуска служебных байтов (pad bytes).
  • Копирование спрайтов и графики в буфер обмена.
  • Экспорт графических данных в PNG-файлы.

Quick Peek:

  • Наведение курсора на адрес показывает дизассемблирование, байты и ASCII-значения во всплывающем окне.

Прочие улучшения отладчика:

  • Карта памяти добавлена в окно регистров.
  • Расширенные режимы «выполнять до…»:
    • до выполнения условия;
    • до наступления события (например, остановки загрузки с ленты).
  • Поддержка встроенного ассемблера добавлена в окно поиска.
  • В расширенных настройках появилась опция ставить эмулятор на паузу при переключении на другие приложения.
  • Исправлено некорректное срабатывание команд выполнения до начала и до конца кадра.

Прочие исправления и улучшения:

  • Полная поддержка экранов с высоким DPI:
    • корректное масштабирование интерфейса;
    • корректная работа масштабирования;
    • чёткий текст;
    • корректное масштабирование оверлеев.
  • Улучшена работа с несколькими мониторами:
    • полноэкранный режим на любом мониторе;
    • режим «полноэкранное окно» без смены видеорежима;
    • использование всего рабочего стола без автоматического сжатия окна;
    • окна больше не перескакивают на основной монитор при запуске.
  • Исправлен вывод звука для блоков TZX 1.20 GDB в отдельных случаях.
  • Исправлено воспроизведение tzx-файлов, содержащих только GDB-блоки.
  • Исправлен период шума AY.
  • Клавиша NMI перенесена на Alt+F5, чтобы обычный F5 случайно её не вызывал.
  • Автозагрузка теперь рандомизирует начальное состояние системы.
  • Исправлены опечатки в названии джойстика клавиатуры: COMCOM → COMCON.
  • Исправлен крэш при отключении HDMI-аудио во время сна монитора.
  • Исправлен самопроизвольный сброс настроек временных задержек эмуляции.
  • Корректная обработка амперсандов в именах файлов и списке последних файлов.
  • Очистка флага P/V при прерванной инструкции LD A,I/R в соответствии с известным багом Z80.
  • Исправлены тайминги для последовательностей префиксов $FD/$DD.
  • ZX Spectrum +2A/+3: корректное переключение экранов между выборкой пиксельных и атрибутных байтов.
  • Исправлено обрезание изображения на сверхшироких мониторах (например, 32:9) в полноэкранном режиме.
  • ROM Interface 1 теперь зеркалируется по адресу $2000 из-за частичного декодирования адреса.
  • Добавлена опция паузы эмулятора при потере фокуса окном.
  • Используется кодировка UTF-8 для имён лицензионных ключей.
  • GAC теперь умеет сохранять запускаемые приключения в файлы tap/tzx.
Etiquetas: ZX Spectrum

Solo los usuarios autorizados pueden dejar comentarios